ГЛАЗКОВ Павел Петрович
Герой Советского Союза
Награждён Золотой Звездой Героя, орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова III степени, Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Родился Павел Петрович 28 декабря 1911 года в городе Волоколамск Московской области в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу пилотов Осоавиахима. В 1933 г. окон чил Борисоглебскую военно-авиационную школу летчиков.
Войну П.П.Глазков начал в должности заместителя командира 1-й авиационной эскадрильи. В 1941 г. был в составе группы, совершавшей вылеты на Берлин.
Его экипаж называли «четверкой отважных». Павел Петрович был человеком деятельным, обладал настоящим боевым умением, быстро отыскивал цели, а штурман метко поражал их. И в то же время его знали
как веселого, неунывающего парня, он слыл в полку лучшим баянистом. Во время боев под Москвой наиболее подготовленным экипажам была поставлена задача – разрушить на Волге, в районе Калинина, понтонную переправу, по которой переправлялись вражеские войска. Она прикрывалась плотным огнем зенитной артиллерии, над ней на различных высотах патрулировали неприятельские истребители. Переправу бомбили не раз, но она оставалась невредимой. Тогда по плану Глазкова основные силы бомбардировщиков подошли к цели на большой высоте с различных направлений и отвлекли на себя огонь зенитных средств противника. А звено во главе с комэском прорвалось к цели на малой высоте и сбросило серию бомб. Одна из них точно угодила в переправу. Командир эскадрильи 750-го авиационного полка майор Павел Глазков к январю 1942 г. совершил 70 боевых вылетов на бомбардировку важных военных объектов в глубоком тылу противника. 29 марта 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Глазкову Павлу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1961 г. генерал-майор Глазков – в запасе, жил в Серпухове. Последние годы жизни работал на заводе «Металлист» рабочим. На недоуменные вопросы отвечал: «Я до авиации работягой был, не стал больше авиации нужен — на прежнее место вернулся, вот и все».
КРЫЛЬЯ ПИЛОТА
С подмосковного аэродрома в небо поднималась группа бомбардировщиков. Курс - на запад. Это было весной 1943 года, когда наша авиация успешно действовала уже не только в прифронтовой полосе, но и наносила бомбовые удары в глубоком немецком тылу.
Одним из бомбардировщиков, шедших в тыл врага, в район Кенигсберга, командовал Павел Глазков. Вот перед ним уже цель - на укрепления противника обрушивается бомбовой удар. Задание выполнено. Самолет разворачивается на обратный путь - домой...
Конечно, это сегодня так вспоминается: задание выполнено, разворот... А тогда вокруг рвались снаряды немецких зениток, то ближе, то дальше. И вот один из них угодил в двигатель бомбардировщика. Самолет Глазкова стал терять высоту.
Дотянуть бы ближе к своим. Ну, еще, еще немножко! Однако надежды на это уже нет. Командир приказывает экипажу: выбрасываться на парашютах. А сам продолжает вести боевую машину. Только она все меньше послушна, наконец входит в пике... Надо прыгать самому.
Парашют сработал нормально. Вот и земля. Родная, русская. Но вокруг фашисты. Вокруг сожженные ими деревни и села...
Несколько дней, сторонясь дорог, через леса и болота пробирался майор Глазков на восток. Силы уже оставляли летчика, когда вышел к партизанам. И первый вопрос им:
- Ребят моих не находили?..
Вскоре они встретились. Членам экипажа самим удалось переправиться через линию фронта, их командиру помогли в этом партизаны. Спустя какое-то время уже снова поднимались в небо, летели на запад.
- Экипаж у нас был, - вспоминал Павел Петрович Глазков, - можно сказать, интернациональный: штурман Чугуев - русский, воздушный стрелок Курочкин - белорус, радист Абраменко - украинец. Кстати, теперь
он тоже живет и работает в Серпухове.
Когда полк дислоцировался у нас, в Подмосковье, снова один за другим следовали боевые вылеты. В районы Смоленска, Орла, Вязьмы. Потом Глазков поднимался в небо, чтобы бомбить уже наступавшего врага, его
укрепления и коммуникации под Кенигсбергом (трижды) и Данцигом, Варшавой (дважды) и Бухарестом, Хельсинки (дважды), Будапештом и другими городами, корабли противника в море. И каждый раз он докладывал, что экипаж выполнил боевое задание.
Так было год назад, что отражено в наградном листе от 7 февраля 1942 года на присвоение звания Героя Советского Союза: «За время войны П. П. Глазков произвел 52 боевых вылета, из них 41 вылет ночью. Летал громить глубокие вражеские тылы, нефтебазы Плоешти. В сложнейших метеоусловиях ночью прямым попаданием тяжелых бомб разрушил наведенную противником переправу в районе Яхромы... Неоднократно участвовал в ожесточенных воздушных боях с вражескими истребителями и всегда выходил из них победителем. Однажды привел полуразрушенный, имеющий сотни пробоин, самолет на свой аэродром и отлично посадил его...».
Так было каждый раз и после неудачи под Кенигсбергом: экипаж успешно выполнял свои боевые задания по бомбардировке вражеских военных и военно-промышленных объектов.
Боевые вылеты... Это всегда напряжение всех физических и духовных сил. Это каждый раз поединок с врагом, риск, смертельная опасность, побеждаемая только отвагой экипажа. Когда на счету Павла Петровича Глазкова было семьдесят таких вылетов, Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Советского Союза.
В мае 1943 года подполковник П. П. Глазков был назначен командиром 3-го гвардейского полка, принявшего участие в Белорусской операции. За отличную боевую работу по разгрому немецко-фашистских захватчиков в 1943 году полку присвоено наименование «Смоленский», в июне 1944 года он награжден орденом Красного Знамени.
А всего боевых вылетов отважный летчик и командир совершил 181. Завершающие - в последние дни войны, в боях за взятие Кенигсберга и Берлина. Потом был салют Победы. Но и в мирное время ветеран долго не расставался с небом. Окончив Военно-воздушную академию, он передавал свой богатый боевой опыт молодым пилотам, воспитывал военных летчиков.
Уйдя в отставку, генерал-майор Павел Петрович Глазков долгое время трудился на серпуховском заводе «Металлист», вел широкую общественную работу. И если кому доводилось беседовать с ним о минувших
сражениях, о фронтовых эпизодах, он вел рассказ не о себе, а о своих боевых друзьях, о том, как летчикам помогало побеждать чувство коллективизма. Вспоминал, например, такой эпизод.
Однажды, выполнив задание, бомбардировщики взяли курс на свой аэродром. Но один из них был подбит зенитной артиллерией противника. А тут, как назло, появились истребители врага. Нашим тяжелым самолетам трудно вступать с ними в бой. Казалось, надо увеличить скорость и уходить от преследователей. Но вместо этого летчики сомкнули строй своих машин, сумели отбиться от нападавшего врага. Группа в полном составе вернулась на свой аэродром.
- Военная дружба, взаимная выручка, готовность отдать жизнь за товарища, - говорил Павел Петрович - это были наши крылья.
Е. Михайлов.