Мы помним

Записано 3142 истории

Памяти героя Великой Отечественной войны летчика-штурмовика 622-го ШАП Михаила Алексеевича Преснякова.

presnyakovЧитайте о работе Валерия Алексеевича Семёнова по поиску материалов о Михаиле Преснякове:

Памяти героя Великой Отечественной войны летчика-штурмовика 622-го ШАП Михаила Алексеевича Преснякова.

В начале 2011 года при встрече со своим учителем и наставником, Заслуженным художником России, известным графиком Владимиром Алексеевичем Пресняковым, заговорили о Великой Отечественной войне. Я расспросил мастера о тех годах, когда война застала его в родном г. Лиски (Свобода), и о том, чем он занимался в предвоенные годы. Владимир Алексеевич с гордостью вспомнил о том, что он родился в семье железнодорожника, и сам до войны и после работал на железной дороге.

У него было трое старших братьев Павел, Михаил, Иван и сестра Матрена. В семье Алексея Филипповича и Феодосии Алексеевны Пресняковых немного рисовал Михаил. Он был самодеятельным художником. Увлечение старшего брата повлияло на Владимира, который стал делать зарисовки людей и уголки природы Лискинского края. Река Дон притягивала юного художника своими прекрасными пейзажами. Он очень полюбил это ремесло и стал учиться рисованию более основательно. Его рисунки отправлялись на конкурсы в Воронежский Дом пионеров. Позже пригласили посещать изостудию преподавателя Н.И. Каппер. В 1940 году Владимир Алексеевич поступил в Воронежское художественное училище. В экзаменационной комиссии присутствовал прославленный воронежский художник А.А. Бучкури. Когда началась война, училище закрыли, и Владимир Алексеевич вынужден был вернуться в г. Лиски, где он стал работать на железной дороге. Его родные братья, после окончания военных авиационных училищ, стали кадровыми военными. К этому времени оба брата уже имели большое количество летных часов. Во время войны в 1942 году без вести пропал под Сталинградом Пресняков Михаил Алексеевич. Пресняков Иван Алексеевич погиб под Москвой в 1944 году, и числился без вести пропавшим, так как место захоронения не сохранилось. Я рассказал Владимиру Алексеевичу Преснякову о своей исследовательской деятельности по розыску пропавших без вести во время ВОВ с Воронежского завода СК-2 по просьбе Совета ветеранов. К тому времени мной было найдено более 220 человек с этого завода, которые ушли добровольцами в первый день начала войны и погибли. Я проследил боевой путь каждого из них и установил место гибели и место захоронения. мою работу по поиску без вести пропавших рабочих и служащих СК-2 отметила заводская газета и была издана Книга памяти с моим участием.

Пресняков Владимир Алексеевич попросил меня попробовать поискать информацию о его братьях. Я охотно согласился и сразу начал поиски. Первым делом я искал сведения о лейтенанте Преснякове Михаиле Алексеевиче 1919 года рождения. В архиве Минобороны России были сведения, что он пропал без вести 19 августа 1942 года в районе Сталинграда. Я стал искать информацию о нем, начиная с его учебы в Энгельсском лётном училище. В выпускной аттестации на курсанта Михаила Преснякова 1940 года сделана запись: «Инициативный, энергичный, волевой, умеет организовать работу, летает отлично, умеренно». После окончания лётного училища его оставляют инструктором и преподавателем. Он принимает участие в подготовке пилотов с начала войны до декабря месяца 1941 г. В действующую армию его направляют вместе с преподавателями училища. В составе 622 ночного легкобомбардировочного авиаполка он воюет на Украине в районах - Ясиноватая, Артемовск, Снежное, Краматорск. Совершил большое количество боевых вылетов. Бомбил эшелоны и технику с противником, сбрасывал оружие и боеприпасы воинским частям Красной Армии. 20 февраля 1942 года командир 622 ЛБАП майор Землянский представил его к награждению орденом Красной звезды. В заключении Военного Совета Округа ВВС Южного фронта значится: Достоин правительственной награды: медали "За отвагу". Командующий: генерал-майор Вершинин.

Ст. лейтенанта Михаила Алексеевича Преснякова направили на переучивание в Казань на штурмовик Ил-2 Воронежского авиазавода. Он заехал к родным повидаться. Его 622 ШАП (штурмовой авиационный полк) 8-й авиационной дивизии направляют на Сталинградский фронт. Боевая работа летчиков полка заключалась в бомбометании по переправе через реку Дон танковой и мотомеханизированных колонн армии Паульса в районе станицы Трехостровской в 50 км. от Сталинграда. Днем и ночью командир звена, пилот Ил-2 Владимир Алексеевич Пресняков совершал боевые вылеты. Были ожесточенные бои. Наши летчики гибли геройски, не давая врагу переправиться на левый берег Дона. Истребителей прикрытия не хватало. Летчик самостоятельно защищался от немецких самолетов и зенитной артиллерии. В один из вылетов 27.07. 1942 года с аэродрома "Аксай" в районе населенных пунктов Верхняя Бузиновка и Осиновка его самолет во время боя получил повреждения пневматики, но Владимир Алексеевич сумел посадить его на своем аэродроме.

28.07.1942 года звено ст. лейтенанта Преснякова выполняло боевое задание по бомбардировке и штурмовым налетам по уничтожению мотомеханизированых частей и танков противника в районе Муконинская, Верхняя Бузиновка, Евсей Еруслановский. При возвращении с задания в районе станицы Нижний Акатов самолет Преснякова был подбит. Командир звена ст. лейтенант Михаил Алексеевич Пресняков направил горящий самолет в скопление танков совершив «Огненый таран».

В донесенях была формулировка: «Не вернулись с боевого задания», «Сгорели над целью».  Постепенно изучив документы ЦАМО, я стал искать место гибели и захоронения Михаила Преснякова. Посмотрел материалы в интернете, в каких местах немцы наводили переправы  через реку Дон. Просматривал  через программу Google «Планета земля» спутниковые снимки с изображениями карты местности от станицы Трехостровской до города Калач на Дону. Нужно было открыть все значки с фотографиями, которые имелись в этих районах. Мне повезло и, открывая фото, я увидел на изображении памятник в виде крыла самолета с пробоинами, на котором была табличка с двумя фамилиями - летчика Ивана Богачева и Михаила Преснякова. Сделана надпись, что в этом месте 19 августа 1942 года, направив горящий самолет Ил-2 на скопление танков врага, погиб командир звена 622-го ШАП 228-ой ШАД 8-ой Воздушной Армии Михаил Алексеевич Пресняков. 22 августа 1942 года, таранив на горящем Ил-2 мостовую переправу фашистов, погиб командир звена 688-го ШАП, 228-ой ШАД, 8-ой Воздушной Армии лейтенант Богачев Иван Семенович.

 Выпускники Качинского военного авиационного училища случайно отдыхали на месте, где погибли Пресняков и Богачев и связались со мной, уточнили всю информацию о старшем. лейтенанте Преснякове. Их коллектив взял шефство над первичным захоронением на месте гибели героев (хутор Нижний Акатов).  Я отправил фото и материалы о его учебе в Энгельском военном авиационном училище, о боевом пути Михаила Алексеевича и о боях под Сталинградом. Качинцы добились решения об установлении памятного знака на первом месте захоронения возле реки Дон. На открытии присутствовали представители Совета ветеранов Волгоградской области, Иловлинского района, работники администрации Волгоградской области, школьники станицы Трехостровской, приглашенные из города Астрахань военнослужащие, которые произвели салют в честь героев ВОВ. 

Заслуженный деятель искусств Воронежской области, член Союза художников России, исследователь и краевед Валерий Алексеевич Семенов из города Воронеж.

Интернет-книга "Солдаты Победы"
АО «Серпуховский завод «Металлист» © 2017-2023. Все права защищены.
Разработчик сайта Алексей Бровкин

 

Яндекс.Метрика