Мы помним

Уже записано 2425 историй

Прокофьев Геннадий Иванович

В сентябре 1941 года я был призван в ряды Красной армии и направлен во 2-ю Московскую военную школу авиамехаников специальной службы. Эта школа находилась в городе Тушино. Сентябрь и октябрь 1941 года были очень тяжелыми. Фронт приблизился к Москве, часть области была оккупирована. Фашистская авиация совершала налеты на Москву. Учебный день длился по 10-12 часов. Среди курсантов прошел слух, что старшие будут эвакуироваться, а мы, молодежь, пойдем на защиту Москвы.

Однако слух этот не подтвердился, и в середине октября весь состав школы приступил к эвакуации. Днем работали и учились, а ночью не давали отдыхать бомбардировки. Место нового назначения никто из курсантов не знал. Погрузив все учебное оборудование школы на железнодорожные платформы, мы пешком походным маршем за несколько дней с полной боевой выкладкой дошли до города Владимира, пройдя путь в 210 км. Во Владимире нас разместили по товарным вагонам.

 Путь на Восток был сложным. Казалось, что по шоссейным и железным дорогам ехала вся страна. Эвакуировались заводы, фабрики, тысячи мелких предприятий и миллионы гражданских людей. На всех разъездах и станциях все уступали дорогу длинным санитарным поездам. Навстречу нам, громыхая на стыках рельсов, шли тяжелогруженные военной техникой поезда. Действительно, большое видится на расстоянии, теперь, когда прошло 45 лет, мне ярко представляется тот подъем, которым тогда была охвачена страна.

Прибыли мы на новое место назначения в канун 24-ой годовщины Великого Октября. Новым местом дислокации Школы стал город Абдулино Чкаловской области. Но здесь нас никто не ждал. Пришлось в лютые морозы ( мы еще не получили зимнего обмундирования) разгружать вагоны. Жили в кинотеатре, потом в плохом бараке и, наконец, в конюшне. Учебными корпусами были ремесленное училище и школа. В классах было очень холодно…

В июне 1942 года я окончил школу, получив специальность механика по электрооборудованию самолетов. По окончании школы мне было присвоено воинское звание сержант.

В июле 1942 года я прибыл в город Тбилиси в 68-й истребительный полк. По прибытии в полк я заболел и месяц пролечился в госпитале. Полк в это время улетел на фронт, а я после выписки из госпиталя был направлен для продолжения дальнейшей службы в город Баку в 961-й истребительный авиационный полк. Полк только формировался. Так случилось, что с этим полком я прошел длинными дорогами войны из Закавказья до Польши. Путь этот оказался длинною в три года…

Мне довелось участвовать в битве за Кавказ. Здесь гитлеровская авиация действовала очень активно. Днем и ночью фашистские самолеты осуществляли налеты на Краснодар, Кропоткин, Минеральные воды и другие города. Особенно частыми и жестокими были налеты на Ростов-Дон. Особенно мне помнится 2-е мая 1943года. В этот день почти в течение суток эшелонами шли фашистские самолеты для бомбометания по городу, особенно по переправе через Дон.

Наша авиационная дивизия сумела не допустить фашистов до переправы, хотя несколько бомб неприятель все же сбросил на город. Из боев самолеты возвращались «израненными», и техническому составу приходилось без отдыха не только подготавливать их к очередному боевому вылету, но и вести днем и ночью ремонт. За боевые успехи нашей дивизии было присвоено звание Ростовской истребительной авиационной дивизии, а весь личный состав был награжден медалями «За оборону Кавказа».

Для меня это была первая правительственная награда. Далее наш путь пролегал по югу Украины и Донбассу. Полк участвовал в боях за города Джанкой, Мелитополь, Сталино и другие населенные пункты, названия которых я уже не помню. Летный и технический состав части проявляли большую находчивость, выдумку и изобретательность, и при остром недостатке запасных частей наши самолеты были всегда в боевой готовности. После того, когда наша эскадрилья совершила 1000 боевых вылетов, часть летного и технического состава были удостоены правительственных наград. Я был в числе их и получил медаль «За боевые заслуги».

В Западной Украине дислокация на аэродромах осложнялась бендеровским окружением (в частности, города Тернополь, Станислав, Стрий). Войну закончил в Польше в городе Глейвице. После окончания войны еще около 2 лет служил в армии. Демобилизовался в апреле 1947 года, последние годы службы я занимал офицерскую должность – техника по спецоборудованию самолетов.

 В настоящее время имею 13 правительственных наград: орден Отечественной войны II степени, медали: «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией» и другие.

30.05.1985г.

P.S.: На заводе «Металлист» Г.И.Прокофьев работал с 1947 года: мастером, старшим мастером, начальником 12 цеха, заместителем главного контролера, главным контролером, начальником ОСУ. Избирался секретарем парткома, зам. председателя Исполкома городского Совета.

Интернет-книга "Солдаты Победы"
АО «Серпуховский завод «Металлист» © 2017-2022. Все права защищены.
Разработчик сайта Алексей Бровкин

Яндекс.Метрика