Мы помним

Уже записано 2425 историй

Раухвергер Александр Александрович

«По минным полям я водил корабли…»

Александр Александрович Раухвергер…Год рождения -1924-ый…Место рождения - город Одесса…Воинское звание - старший краснофлотец… В рабоче-крестьянской красной армии с июня 1942 года» - таков лаконичный послужной список ветерана. Но за ним - уникальные военные факты и события, которые не так широко известны, поскольку проходили на самых дальних рубежах нашей Родины: Александр Александрович-участник войны с Японией, и большая часть его военной биографии связана именно с этими событиями. Но все по порядку…

На начало войны Александру Раухвергеру было всего семнадцать, и он только что получил гражданскую специальность судового радиста в обычном мореходном училище. Специальность нравилась, он освоил всю материальную часть судовой радиостанции, сдал нормативы радиста 1 класса, уже и пароход знал, на котором предстояло ходить по морям, по волнам. Но война спутала все карты… Близких родных, отца-матери, к тому времени у Александра уже не было, и он рос и воспитывался у дедушки с бабушкой. Но дед умер рано, и все воспитание и содержание мальчишки легло на плечи бабушки, пенсия которой составляла на то время 32 рубля. Когда началась война, бабушку, тетку и двоюродных братьев-сестер эвакуировали в небольшой городок Орск Чкаловской (ныне Оренбургской) области, а он, помыкавшись один, тоже на перекладных поехал вслед за ними, а когда приехал - первым делом отправился в местный военкомат: « возьмите на фронт!» Поначалу получил очередной отказ. Однако скоро упорство молодого паренька сделало свое дело, из Орска его направили в военкомат Ново-Орска, где по госпиталям собирали выздоравливающих моряков для отправки на Тихоокеанский флот. Александр Раухвергер оказался в их числе. По приезду во Владивосток его сразу же направили на знаменитый остров Русский в учебный отряд и намеревались оставить там постоянно для работы инструктором. Но паренек был неумолим: только на боевой корабль! только воевать! В итоге - получил направление на тральщик, основной задачей которого было проводить через минные поля корабли, полученные по Лендлизу.

Необходимая историческая справка: само название Ленд-лиз произошло от английского lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём. Это - государственная программа, по которой Соединенные Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне продовольствие, технику, и в том числе военные корабли разных типов. После войны, кстати, уцелевшие корабли были Америке возвращены.

Так вот, эти корабли поставлялись к нам двумя потоками: северным, через Мурманск и Архангельск, и восточным – через порты Владивосток и Находку. На втором направлении и пришлось служить Александру Раухвергеру. Причем, ему довелось после некоторой проверки соответствующими органами в составе специальной команды непосредственно ехать в Америку и оттуда перегонять эти суда на тихоокеанский флот.

Еще одна справка. Основная масса кораблей Ленд-Лиза, предназначенных для Тихоокеанского флота, передавалась советским морякам на американской военно-морской базе Колд-Бей (юго-западная оконечность полуострова Аляска). Общее руководство обучением экипажей и передачей кораблей осуществлял командир военно-морского отряда "3294" капитан Вильям Максвелл. С рядом технических устройств, прежде всего с радаром и гидролокатором, а также с автоматизированной системой управления электромагнитного трала советские моряки знакомились впервые. Обучение велось в учебных кабинетах на берегу, а затем непосредственно на кораблях. Всего в Колд-Бее было подготовлено 12 400 офицеров и матросов советского флота.

Среди прошедших такое обучение был и Александр Раухвергер, который пробыл на этой базе с марта по июль 1945 года. Там же, в Колд-Бее, и известие о победе встретил. Более того, будучи радистом, он первый «поймал» это сообщение в радиоэфире…

Но война 9 мая закончилась только на западе. На востоке еще была Япония и по обязательствам, данным на Ялтинской конференции трех держав, вступить в войну с Японией нужно было не позже трех месяцев после победы над Германией. Александр Раухвергер в составе команды военных специалистов привел в порт Советская Гавань караван из нескольких американских судов, куда входили тральщики, фрегаты и так называемые охотники за подводными лодками, и тут же на борт пришла радиограмма о начале войны с Японией и о том, что пригнанным судам нужно незамедлительно брать курс на юг Сахалина для высадки нашего десанта. Напомню, в августе 45-го юг Сахалина и Курильские острова были под Японией…

Александр Александрович и в свои девяносто лет помнит японское название порта, куда они направились для высадки десанта – Маоко. Теперь это город Холмск, что находится на юге Сахалина и является одним из крупных портовых городов островной области, с ним могут сравниться лишь Корсаков и Невельск. Так вот именно в этот период операции по высадке десанта в порту Маоко Александр Раухвергер и совершил свой подвиг, за который получил медаль Ушакова. Вот как описан этот подвиг в архивных документах:

«Отлично справился с выполнением правительственного задания по переводу корабля из Америки в Советский Союз и освоением новой сложной техники. В период войны с Японией, участвуя в операции по высадке десанта в порту Маоко показал свои лучшие боевые качества: мужество и находчивость… Особенно отличился в момент высадки десанта, когда корабль был под обстрелом противника, и пулей перебило антенный ввод. Невзирая на огонь, быстро и решительно восстановил повреждения, тем самым радиостанция в кратчайший срок вступила в строй, что было особенно важно в условиях тумана, когда связь между кораблями осуществлялась только по радио. Благодаря своему мужеству обеспечил полную боеспособность корабля для успешного выполнения операции, в течение которой не было никаких задержек из-за неисправности радиоаппаратуры. Бессменно нёс вахту, не жалуясь на усталость. Своим знанием техники и настойчивостью в работе вносил уверенность в надёжность любого принятого и переданного сигнала».

Сам Александр Александрович вспоминает об этом подвиге без всякого пафоса и даже с некоторым юмором: « В порт Маоко мы вошли ранним- ранним утром, когда еще было темно. Цвет наших трассирующих снарядов был красным, а у японцев - голубовато-зеленоватым, и эти разноцветные трассы до сих пор стоят у меня перед глазами. В этот момент снаряд сбивает антенну на моем корабле, и она падает прямо на палубу. Что делать? Ставить новую, аварийную антенну – нет времени, тогда я хватаю крепкий шкерт и лезу на мачту, уже метра три, наверное, преодолел, как веревка вырывается из рук и летит вниз! Я, естественно, снова спускаюсь за ней на палубу, снова хватаю эту веревку и снова лезу вверх, а корабль ходит ходуном, еле держусь, но связь я все-таки восстановил…»

Свидетелем этого подвига краснофлотца Раухвергера стал инструктор политчасти, который тоже был в это время на корабле и позже во флотской газете описал это. Но по мнению Александра Александровича он несколько приукрасил события: слов « За Родину, за Сталина!» он во время ремонта антенны точно не кричал, не до того было…

Вскоре закончилась война и с Японией, но до 47-го года не сходил с корабля бравый краснофлотец Александр Раухвергер, поскольку минные поля оставались и нужно было кому-то их ликвидировать…

Демобилизовался Александр Александрович только в феврале 50-го и в эти же годы перебрался в Серпухов. Работал на заводе «Металлист» инженером 18 цеха. В 1985 году Александр Александрович Раухвергер был удостоен ордена Отечественной войны II степени. Сейчас он живет в Москве у дочери, общается с внуками, которых очень любит, а одна из внучек, названная в честь деда Александрой, художница, написала портрет легендарного деда. В декабре 2019 года Александру Александровичу исполнилось 95 лет.

Галина Строева

Интернет-книга "Солдаты Победы"
АО «Серпуховский завод «Металлист» © 2017-2022. Все права защищены.
Разработчик сайта Алексей Бровкин

Яндекс.Метрика